Заседание Клуба молодого педагога "Молодой педагог идет на урок…" 29.10.2021

Хороший урок – дело не простое. Важнейшая проблема, волнующая всех педагогов— это повышение эффективности урока. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Но какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Именно об уроке шел разговор на очередном заседании Клуба молодых педагогов в колледже «Царицыно», которое прошло 27 октября 2021г. в очном формате.

Руководитель Клуба Бирюкова Раиса Сергеевна пригласила всех участников на методическую кухню. А лозунгом методического практикума стали слова Анатоля Франца: «Хорошо усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Чтобы выяснить, с каким аппетитом пришли сегодня молодые педагоги на занятие, какие блюда хотели бы отведать, какими рецептами могли бы поделиться с другими участниками, им было предложено написать предложения на осенних листочках, чтобы в конце практикума ответы сравнить с ожиданиями.

Все заседание прошло в интерактивной работе по подгруппам: группа 1 «Преподаватели», группа 2 «Студенты». Начиная с блиц-опроса, в котором определилась тема встречи, а потом, используя слова подсказки, педагоги назвали цель мероприятия, а далее создали методический салат под названием «Факторы, влияющие на современный урок». Определили, что современный урок можно отнести к «блюдам высокой кухни». И чтобы его приготовить педагог четко должен знать, какие же ингредиенты необходимы, чтобы урок соответствовал всем современным требованиям, был «вкусным», но главное – результативным.

Упражнение «Большой круг» помогло ответить на такие вопросы: Когда учителю интересно учить? Когдаученику неинтересно учиться? Каждая группа обсудила вопрос, ответы записывали на стикерах и крепили их на своей доске, а потом защищали свою позицию. Все вместе выявили, что главное- любить детей, свою профессию, а также нужна мотивация студентов, интерес к учебе. Чтобы создать на уроке атмосферу сотрудничества педагога и студента, чтобы они учились с интересом и результатом этой работы стали прочные знания и умения студентов, нужны инновации и современный подход к обучению.

Но многие педагоги в настоящее время, по-прежнему, тяготеют к традиционному занятию. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций. Раиса Сергеевна прочитала стихи и попросила подумать, о чем они:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал,

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Только на занятии можно определить роль и место педагога в учебном процессе, только на занятии можно увидеть его рост и развитие. Успех во многом зависит от умения преподавателя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. Чтобы стать настоящим мастером приготовления урока, соответствующего всем современным требованиям стандарта, педагог должен хорошо понимать, из каких элементов состоит занятие. И педагоги приготовили методическое блюдо, которое называлось «Элементы структуры занятия». Участники практикума блестяще выполнили эту задачу: каждая группа достала из конверта элементы урока и логично их выстроила. Далее все вместе вникли в еще одно методическое блюдо, которое называется «Типы и структура современных уроков».

Ну, а когда разобрались с рецептами основных блюд методической кухни, которые позволяют правильно организовать процесс формирования знаний и умений студентов, настало время записать рецепт своего блюда под названием «Современный урок». Для этого каждая группа дополнила таблицу с элементами урока описанием действий преподавателя на каждом его этапе.

Подводя итог занятию, Раиса Сергеевна сказала, что учитель является лишь координатором учебного процесса, который должен привить обучающимся самое главное умение: способность и желание обучаться самостоятельно. А в заключении каждый участник почитал свои предложения, которые совпали практически у всех с ожиданиями, и поместили их на Дерево размышлений.

Поблагодарив друг друга за прекрасную работу, закончили встречу небольшим стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны?

Желаю вам, чтобы студенты в вашей группе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

До новых встреч!