18.05.2017. Беседа-семинар с родителями 18.05.2017

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые родители наших студентов!
Тема нашей встречи достаточно сложная, звучит так: «Совместная дея-тельность с родителями по вопросам профилактики буллинга и кибер-буллинга в среде студентов, предупреждение формирования экстре-мистских взглядов и вовлечения обучающихся в экстремистские группировки.»

Понятия, научные термины, которые в ней заложены, имеют общие корни. Сложности воспитательной работы в колледже связаны с дисбалансом, который испытывает подросток, между его личностными особенностя-ми и той средой, которая создана в семье. Если в семье взаимные претензии, отсутствие понимания, сотрудничества, агрессивные выпады в адрес членов семьи, то есть почва для опасных проявлений, о которых пойдет речь.
Итак, буллинг! Что это? В переводе с английского - это травля, агрессивное преследование одного члена коллектива другим или группой лиц, а так же хулиганство, многократное психологическое давление на человека.
Явление достаточно распространенное в учебных заведениях. В лекции для специалистов Ольги Александровны Карабановой, члена – корреспондента Российской академии образования по этому вопросу прозвучала фра-за: «Если вы утверждаете, что у Вас в школе нет буллинга, вы себя обманываете». Наверное, это так, все зависит от степени травли и от быстроты реакции по прекращению негативного процесса. Мы стараемся быстро загасить про-явления психологического насилия, но бывает и скрытая от педагогов форма. Приведу для примера такой случай. Дружили две школьницы, одна осталась в школе, а другая поступила в колледж. Между девушками возник конфликт, и студентка первокурсница стала третировать бывшую подругу, привлекая своих приятелей одноклассников. Хорошо, что в колледж обратилась бабушка девочки, которая подвергалась буллингу. Спасибо этой внимательной бабушке, процесс был быстро остановлен. Поэтому ваша информированность об этом социальном явлении так актуальна.
Стоит ли говорить о том, насколько тяжело приходится жертве буллинга. Человека третируют за то, что он другой, «белая ворона». Возможно, его отличие связано с тем, что он «новенький», только пришел, или у жертвы другая национальность, либо особые внешние данные. Неважно, главное против него ведется настоящая психологическая война. Война без жалости и чести до победного конца: либо идет психологическая ломка и человека за-ставляют жить по унизительным правилам, быть «вторым сортом», либо приходится уходить на новое место обучения, либо, в случае недосмотра со стороны взрослых ребенку грозит суицид.
Опыт насильников, тех, кто травмирует психологически жертву, так же деструктивен для личности. Переломить агрессивную модель поведения бывает сложно даже для опытных педагогов. А родители часто в таких случаях разводят руками. Как же так? Наш сын не мог так поступить, он не может никого обидеть!
Опасен и опыт пассивного наблюдения. Дети, которые наблюдают за унижением своего сотоварища и ничего не предпринимают, рискуют сохранить в жизни пассивную или виктимную модель поведения, оказаться в роли жертвы.
Вот поэтому так важны превентивные беседы, поскольку болезнь легче предотвратить, чем вылечить. То, что родители не достаточно знают своего ребенка, уже говорит о том, что им мало занимаются или делают это непра-вильно.
Что мешает руководить собственным ребенком? В основе всегда – страх. Как он отреагирует? А если не послушает? А если нагрубит? И что тогда, кон-фликт? Сразу хочу сказать: «Не бойтесь конфликта в деле воспитания!» Конфликт, грамотно начатый и проведенный – это не трата нервов, это возмож-ность увидеть ситуацию в реальном свете, развитие ваших отношений, это может быть коррекция поведения вашего ребенка. В сложных случаях роди-телям приходится признать, что воспитательный процесс был по каким – то обстоятельствам упущен и теперь необходимо начать более сложный про-цесс перевоспитания. Здесь хороши все средства: привлекайте отцов, мужчины более последовательны в своих требованиях, советуйтесь с педагогами, с психологами, будьте настойчивы и методичны. Награда велика – адекватное поведение детей, уважение сына или дочери. В психологии есть прави-ло: дети уважают сильных родителей. А вы сильнее ваших детей, поскольку больше умеете, знаете, у вас в руках материальные средства, у вас – статус родителей. Необходимо все это правильно применить, с чувством меры.
Иногда, буллинг складывается в ответ на домашнюю тиранию. По принципу, дома меня не слышат, причиняют мне боль, так я буду вымещать это на слабых и уязвимых. Поэтому, разрешая себе конфликт, взрослые должны придерживаться строгих правил:
• Требования должны быть выполнимы;
• Тон беседы должен быть уважительным;
• Нельзя допускать оскорблений или резких выражений в адрес ребенка;
• Необходимо так же внимательно слушать доводы оппонента и вникать в его требования.
В работе с буллингом важно четко понимать и соблюдать последовательность действий. Сначала необходимо пресечь психологическое давление, и здесь все средства хороши, и лишь затем решать поведенческие и психологические проблемы жертвы.
Если отношения ровные и бесконфликтные, родители должны учесть современные подходы в воспитательной деятельности детей старшего возраста от 15 – 16 лет.
Если с детьми младшего возраста требуется контроль и чем меньше возраст, тем больше внимания мы должны уделять воспитанию. То со взрослыми детьми мы должны перейти на мониторинг. В чем отличие этих понятий. Контроль – это более жесткий метод, требующий полного отчета о своих действиях. Мониторинг – это владение информацией, посредством наблю-дения. Не следует навязывать свои советы, нужно научиться отвечать на во-просы и советовать, когда вас об этом попросят. Родители должны учиты-вать, что ребенок уже вырос и заслужил право на самостоятельные решения, даже на ошибку, но желательно, конечно, этих ошибок избегать.
Теперь, перейдем к понятию кибербуллинг.
Напомню, что кибербуллингом называется новый вид школьного насилия – это вид травли с использованием цифровых технологий. Аналогичное значе-ние имеет интернет – троллинг. Использование провокаций в социальных се-тях для оказания психологического давления.
Затравленный человек может выпадать в тяжелые психологические состоя-ния, как депрессия или апатия. В таком состоянии подростка тянет уйти в апоптоз, самоликвидироваться, совершить суицид, чтобы избавиться от боли. Не ведая, что самоубийство – это не спасение, а высшая форма страдания.
И здесь родители могут и должны исправить положение.
Необходимо быть в курсе Интернет – контактов Вашего ребенка и ТРЕБОВАТЬ от него соблюдения следующих правил безопасности:
• Не нажимайте неизвестные ссылки; если ссылка пришла от незнакомо-го человека не обращайте на нее внимания.
• Не скачивайте файлы из неизвестных источников, может произойти ви-русное заражение компьютера.
• Не открывайте подозрительные файлы. Удалите его, он может содер-жать угрозу.
• Не общайтесь с незнакомцами. Вы никогда не можете быть уверены в том, кто с вами общается. Не соглашайтесь на встречу с незнакомцами в реальной жизни.
• Не распространяйте личную информацию в интернете (свой возраст, адрес проживания, паспортные данные, фотографии и т.д.) Особенно опасны фотографии обнаженных или полуобнаженных девушек. О подобных селфи должен быть серьезный разговор с подростками. Это может повредить карьере и взрослого человека, а подростка привести даже к суициду.
• При контактах лучше пользоваться псевдонимом или ником.
• Остерегайтесь заманчивых предложений работы. Если вы получили заманчивое предложение работы от неизвестных, то НЕ ОБРАЩАЙТЕ НА НЕГО ВНИМАНИЯ.
Особенно опасно, когда посредством социальных сетей подростка втягивают в экстремистские группировки и далее в их деятельность.
«Экстремизм – это антиобщественное поведение физических и юридических лиц. Это методы воздействия на людей, возникшие вследствие политиче-ской, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти». (Не будь зависим 2017 № 3(58))
Профилактика экстремизма заложена в законодательной базе РФ.
Родителям необходимо очень внимательно подходить к высказыванию собственных негативных суждений по вопросам современной политики и идео-логии. Во многих случаях честнее бывает признать свою некомпетентность, чем нести в неокрепшие души молодых людей заряд негативизма, агрессии, шовинизма, которые часто бывают плодом стереотипного, узкого мышления или обычной зависти.
Родители обязаны знакомить детей с правовым полем, в частности, с права-ми и обязанностями граждан Р.Ф. относительно экстремистских действий. Не лишним бывает напомнить об уголовном наказании за финансирование экстремистской деятельности, о составе преступления, при демонстрации, к примеру, нацистской символики; о проявлении шовинизма, когда обзывают представителя другой национальности словами «чурка», «жид» и т.д. Часто это делается неосознанно, без мыслей о последствиях.
В статьях УК РФ 205, Пункты с.1 по 5 прописана ответственность за террористические действия, а террор – это оружие экстремизма, форма его проявле-ния. В январе 2017 г в законодательную базу внесена ст. 205.6 «Несообщение о преступлении по указанным статьям».
На что родителям обратить особое внимание. Одна из форм экстремизма – вербовка молодежи через интернет. Составляющая часть вербовки метод ДИСКо.
«Д» деньги;
«И» идеология
«С» секс, взаимоотношения полов
«К» - компромат. Мы уже говорили о безопасном поведении в интернете.
О общее между всеми этими составляющими.
Именно родители должны увидеть, что у подростка деньги, которые ему не давали или он не ночует дома, или, например, в православной или атеисти-ческой семье дети начинают исповедовать мусульманство или другие религии. Необходимо срочно разбираться в ситуации, искать источники влияния. Кому выгодно влияние на вашего ребенка? Помните, все это делается из-за выгоды.
Если родители почувствовали неладное. Что делать?
Есть структуры, которые могут и должны помочь в подобной ситуации.
Если ваши опасения связаны с опасностью буллинга в среде учебного заве-дения.
Свяжитесь с куратором или с работниками социально – психологиче-ской службы. В презентации указаны координаты
Зам. директора воспитания и социализации Яблоковой Л.А.
Тел. 8-495-3912338
Психологов -8-495-3430183.
Лучше, конечно, подъехать в колледж и пообщаться со специалистами непо-средственно и конфиденциально.
Телефоны и горячие линии для консультации и помощи круглосуточно даны в презентации. Обратите внимание на эту информацию!
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, шантажа, домогательства в «Интернете»
Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 9-00 по 18-00 по рабочим дням)
8-800-250-00-15
Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно)
8-499-219-50-5
Психологическое консультирование родителей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Всероссийский детский телефон доверия
8-800-2000-122
8-495-624-60-01
Оказание бесплатной очной психологической помощи в трудной ситуации детям, подросткам и родителям. ГБОУ Городской психолого-педагогический центр ДОгМ
8-499-172-10-19
8-499-613-52-14
Уважаемые родители – кибербуллинг и террористические акты, к со-жалению, вызовы нашего времени. Будьте готовы к активным действи-ям в любой ситуации!
Благодарим Вас за внимание! Желаем вам, уважаемые участники нашей бе-седы, мира, спокойствия и благополучия в семьях и конечно крепкого здоро-вья нашим детям, а также интересной студенческой жизни без противоправ-ных действий и негативных проявлений.
Беседу вела Руководитель социально-психологической службы колледжа «Царицыно» Сынгаевская Людмила Петровна.